Первая скрипка – дело тонкое

Первая скрипка – дело тонкое

Нет, сейчас мы не имеем в виду первую скрипку оркестра или хотя бы струнного квартета. Первая скрипка в нашем случае – это действительно первая скрипка, с которой начнется путешествие юного исполнителя в царство классической, но, возможно, и не только, музыки. Как выбрать этот инструмент, причём подойти к процессу выбора ответственно?

Для начала необходимо вспомнить о том, что в выборе скрипки, и в последующем её освоении помимо чисто музыкальных и технических моментов не менее важны и психологические моменты. Скрипка, как и акустическая и электрогитара, склонна к взаимному энергообмену со своим хозяином – не удивляйтесь, это действительно так, и потому выбор даже самой первой скрипки может (и должен!) зависеть от желания юного музыканта лично. Никогда не надо пренебрегать личным выбором будущего инструменталиста: если конкретная скрипка нравится ему лично и ему удобно и комфортно держать её в руках, то состоится и его будущая сроднённость с инструментом. Отсюда последует и более лёгкий подход юного ученика к процессу обучения на скрипке. Но, безусловно, такая нехитрая психология – это далеко не всё; самым важным параметром в подборе инструмента является выбор правильного размера скрипки. Ведь он непосредственно влияет на постановку рук и удобство игры.

Нюанс заключается в том, что с ростом ребёнка меняется и скрипка – необходимо переходить на больший размер, причём иногда подобный переход может оказаться практически ежегодным, что будет требовать очередного привыкания к новому инструменту. Собственно размер скрипки выбирается, исходя из длины руки, то есть расстояния между плечом и серединой открытой ладони. Если это расстояние составляет 34–42 см, то юному исполнителю нужна скрипка размера 1/16, при расстоянии 42–44 см – 1/8, 45–50 см – ¼. При длине руки 51–57 см нужна скрипка размера ½, а следующие размеры, то есть ¾ и 4/4 уже предназначены для подростков и взрослых. Скрипка размером ¾ рекомендуется при длине руки 56–60 см, при большей длине уже можно работать с полноразмерной скрипкой, то есть 4/4. Гораздо лучше будет, если выбор скрипки будет проходить вместе с педагогом – в таком случае ошибки с размером и качеством инструмента быть не должно. И еще одна деталь: в рамках первоначального обучения совершенно однозначно следует отказаться от приобретения электрической скрипки. Начинающий музыкант просто обязан сперва освоить акустический инструмент, и уже только потом переходить на «подключённую» скрипку, отличающуюся от традиционной и большим весом, и нюансами звукоизвлечения при взаимодействии со звукоусиливающей аппаратурой.

Коль скоро у нас дальше пойдёт речь именно об инструментах для массового учащегося – и, следовательно, для массового музицирования – то мы будем ориентироваться на скрипки только современного серийного, то есть заводского производства. Да, теоретически можно приобрести инструмент и мануфактурного производства (этот несколько странный по нынешним временам термин относится к массовым инструментам конца XIX – начала XX века, мелкосерийно выпускавшимся на некрупных производствах), и даже мастеровую скрипку – но первый ученический инструмент вряд ли требует значительных затрат. К тому же подобных скрипок размера менее 4/4 сейчас практически и не найти – их делали мало, а какие и сделали – так те давно «убились» в процессе учёбы на них. Собственно, речь идёт о том, что не следует бояться заводской скрипки на этапе обучения, тем более первоначального.

Исходя из тех же предпосылок, не стоит опасаться и скрипичных комплектов. Безусловно, вы можете приобрести отдельно от скрипки смычок экстракласса (допустим, бренда Doerfler из древесины фернамбука 30-летней выдержки) – однако цена такого смычка нередко превосходит цену собственно скрипки. И опять же мы говорим об инструментах начального уровня, которым смычок, безусловно, должен соответствовать. Плюс в скрипичные комплекты входят футляр для инструмента с транспортировочными ремнями и, как правило, канифоль для смычка. Также не стоит опасаться ученических инструментов композитной конструкции, то есть таких, конструктивные элементы которых изготовлены из нескольких разновидностей древесины. Несмотря на подозрительное отношение к скрипкам с верхней декой из ели, нужно отметить, что именно еловая древесина придаёт скрипке (как и в случае с верхней декой акустической гитары) отчётливое и яркое звучание – что, собственно, и требуется от инструмента начального уровня. Конечно, нельзя списывать со счетов и дешевизну подобного очевидного материала верхней деки.

А теперь можно перейти непосредственно к рекомендуемым моделям скрипок для первоначального обучения в порядке возрастания размера инструментов. Видится неслучайным, что в линейке размера 1/8 присутствуют скрипки производства чешского бренда Strunal – того самого, что раньше носил название Cremona и был весьма известен ещё во времена существования СССР за счёт наличия в модельной линейке производителя качественных акустических гитар. Strunal и сейчас продолжает заниматься гитарами, однако в каталоге бренда присутствуют и иные струнные инструменты, в том числе скрипки 1/8. Среди них – Strunal 150 (модель «Страдивари») с верхней декой именно из массива ели (см. выше) и нижней декой и обечайками, выполненными из клёна. Шейка и подбородник этой скрипки изготовлены из чёрного дерева и на ней установлены струны Saturn. Корпус скрипки покрыт полиуретановым лаком. Фактически аналогична ей по конструкции модель Strunal 16W, однако нижняя дека и обечайки у нее изготавливаются из волнистого клёна, а шейка – из обыкновенного клёна. Заметное внешнее отличие модели – это тонированная верхняя дека с отделкой типа Color-washed под слоем лака.

Размер ¼ представлен инструментом молодого бренда Caraya – скрипкой Caraya MV-004схожей по конструкции с двумя вышеупомянутыми инструментами. Верхняя дека – вновь из массива ели, нижняя дека и обечайки – из клёна, однако в этой модели широко используется и палисандр. В комплект инструмента входит смычок круглого профиля из бразильского дерева, канифоль и футляр. Футляр жесткой конструкции имеет внутреннее отделение для необходимых аксессуаров и два держателя для смычков. Мягкая внутренняя обивка, являющаяся стандартом для подобных футляров, внешний карман большого размера, транспортировочная ручка и вшитый ремень гарантируют защиту скрипке в нашем непостоянном климате.

Скрипка размера ½ Flight TV1/2P позиционируется именно как учебная скрипка начального уровня. Конструкция инструмента вновь имеет в своей основе массив ели и клён, но здесь имеются и конструктивные элементы из чёрного дерева – в частности, из него изготовлена накладка грифа. Корпус скрипки представлен в расцветке «санбёрст» (Sunburst), и в её комплект входит смычок, канифоль и чёрный облегченный футляр, тем не менее оснащённый наружным карманом, ручкой и двумя заплечными ремнями. Также в составе скрипичного комплекта наличествует инструмент румынского бренда Hora размера ½ Hora SKR100. Как и у предыдущей модели, в конструкции используются массив ели, клён и чёрное дерево. Данная скрипка комплектуется смычком из бразильского дерева, канифолью и жёстким футляром с транспортировочными ремнями и ручкой. А скрипка размера ¾ Flight FV-34, как и уже упоминавшаяся Flight TV1/2P – бюджетная модель с аналогичным конструктивом с использованием тех же видов древесины. Футляр этого инструмента также аналогичен по конструкции своему «младшему брату».

Эта модель имеет своё развитие в полноразмерной (4/4) скрипке Flight FV-44 с тем же конструктивом и комплектацией. Гораздо более серьёзными инструментами являются две модели уже упоминавшегося бренда Strunal, позиционируемые изготовителем уже не как ученические, а как концертные скрипки, то есть предназначенные для серьёзных оркестровых выступлений. Это Strunal 205W и Strunal 2050, обе модели «Гварнери» с аналогичным меньшим скрипкам набором видов древесины (массив ели, клён и чёрное дерево). На первой из них предусмотрена установка струн Jupiter, внешнее отличие – верхняя дека с тонировкой Color-washed под слоем полиуретанового лака. В конструкции Strunal 2050 используется волнистый клён с ярко выраженной волной (из него опять же выполнены нижняя дека и обечайка), а покрытие полиуретановым лаком может быть глянцевым или полуматовым.

Остаётся только добавить, что подобные скрипки поставляются уже не комплектом, но отдельными инструментами, и поэтому нужно подумать не только о подходящем смычке (смычки, как и сами скрипки, также отличаются размерами с той же маркировкой, от 1/16 до 4/4), но и о хорошем отдельном защитно-транспортировочным футляре непременно жёсткой конструкции. Одно из лучших решений в этом смысле для полноразмерной скрипки – футляр с высокопрочным алюминиевым каркасом и пластиковой облицовкой делюкс-класса Gator GC-Violin 4/4. Важной особенностью конструкции является установка транспортировочной ручки на сквозное болтовое крепление и наличие запираемых замков с высокопрочным хромовым покрытием. Изнутри данный футляр отделан плюшем, а для удобства исполнителя имеется съёмный плечевой ремень на карабинах. Как вы прекрасно понимаете, скрипка – это чувствительный инструмент, и ему совершенно необходима подобная надёжная защита. Это и есть последний логический штрих ы выборе вами скрипки для ответственного юного исполнителя.

Всеволод Баронин